Если вы увидите у себя на улице или на районе человека, который фотографирует окружающую среду и задает вопросы об истории местности, условиях жизни и культурных особенностях, подумаете что этот человек журналист или турист? А может это вызовет у вас тревогу/подозрение? Если узнать их поближе, то есть большая вероятность, что они окажутся учеными, которые трудятся в социальных науках. Так зачем этим ученым/ исследователям ответы на упомянутые выше вопросы? Какая польза от этих ответов для всего общества?

В этом эссе будет кратко рассмотрены примеры, когда богатая информация, собранная на основе этнографических и других качественных методов исследований, используемых в социальных науках, или то, как знания могут быть применены на практике.

Этнографические полевые исследования

Антропологи, изучающие общество и культуру, долгое время проживают в местности (обычно это село, городок, район города), где проводят свое исследование. Этот метод называют этнографическим полевым исследованием. Цель такого исследования состоит в том, чтобы погрузиться в повседневную жизнь местного сообщества и поближе узнать и понять культуру, быт, местные понятия изнутри и анализировать. При этнографическом исследовании информацию/данные собирают разными методами и на основе собранных данных пишут научную работу. К таким методам относятся длительные беседы, просмотр семейных фотоальбомов и книг из домашней библиотеки и слушание рассказов и историй тех книг и фотографий; и если собеседник не против, то можно записывать на видео или аудио, фотографировать беседы. А также совместные прогулки по местности, толкование названий мест и водоемов и другие подобные методы исследования применяются. Нельзя думать что этнографические исследования проходят строго по плану, как бусы в нитке. Где бы это не было, могут появится трудности.

Такие подходы к исследованиям называют качественными методами исследований. Даже если это не этнографическое полевое исследование, исследователи общества собирают информацию по своей теме, используя вышеуказанные методы, анализируют эту информацию и пишут научные труды на основе своего анализа. Кроме этого, собранные данные через качественные методы можно использовать в реальной жизни и на практике.

Использование собранных данных

Из личного опыта могу сказать, что практическое применение результатов социальных исследований можно увидеть в работе с городом. Это направление еще называют урбанистикой. Например, могу рассказать о проекте, который реализуется в восточной части города Бишкек в жилмассиве Бакай-Ата. Хочу обратить ваше внимание на опыт работы общественного фонда “Городские инициативы” в Кыргызстане. Наша организация с 2020 года ведет работу в Бакай-Ате при поддержке программы Хабитат ООН. С тех пор с как мы начали работать над этим проектом “Инклюзивные общественные пространства – справедливый город”, с участием жителей новостройки Бакай-Ата мы обсуждали проблемы жилмассива, из них выбрали возможные варианты решения, а затем совместно разработали проект. А на самом деле все началось из социального и пространственного анализа/исследования этой местности.

Интерактивные семинары и игра майнкрафт

В 2019-2020 годах вместе с молодыми исследователями мы начали изучать историю, экономическую, общественную и физическую/территориальную структуру жилмассива и установили первые контакты с жителями. Затем мы начали проект, познакомились с активными жителями жилмассива, которые состоят в комитетах женщин и аксакалов, работают в местном самоуправлении, учатся в школе, и которые заинтересованы в развитии своего района. Нашей идеей является создание общественного пространства в жилмассиве Бакай-Ата, доступное для всех слоев населения. Чтобы достичь целей, мы вместе с жителями организовали ряд мероприятий, одно из этих мероприятий – экскурсия по территории жилмассива, во время которой местные жители становились гидами для исследователей и координаторов проекта. Таким образом появилась возможность увидеть разные местности и определить для жителей их функции. Позже посредством проведения интерактивных семинаров и игры майнкрафт собрали идеи для будущего общественного пространства. Участники проектов, например ученики представляли свои проекты общественности, ставили на голосование, победившая идея легла на основу проекта. Фактически реализуемая в настоящее время идея включает в себя элементы, соответствующие пожеланиям всех групп.

Взрослые жители и ученики с помощью игры майнкрафт вносят изменения, которые хотят в жилмассиве Бакай-Ата.

Тактичексий урбанизм

На следующем этапе были проведены мероприятия как тактический урбанизм или интервенция. В ходе мероприятия были использованы материалы, найденные на территории, для создания предметов, которые находились в общественном пространстве, такие как скамейки, спортивные и игровые площадки, а затем наблюдали, как эти предметы используются на практике пользователями данного пространства, то есть жителями. Этот этап тоже включает в себя исследование, например, вместе с жителями ведется совместное наблюдение, и обсуждения или интервью во время проведения интервенции. После этого были внесены изменения в проект. Эти изменения получилось внести благодаря интервенции, так как мы смогли увидеть что нравится или не нравится пользователям общественного пространства, или было видно как пользователи перемещали предметы в другое удобное для них место.

После разработки архитекторами дизайна общественного пространства были представлены на обозрение обществу, услышаны их мнения и также были внесены изменения. Таким образом постепенно осуществляем работу. Наш проект начался с исследования и сейчас является первым опытом проектирования общественного пространства совместно с местным сообществом, то есть с жителями этой местности. После окончания этого проекта, мы планируем делиться этим опытом со всеми желающими и особенно с жителями из других городов Кыргызстана.

Дети тестируют игровую площадку, которую сделали своими руками.
Тестирование ковра-зебры.

Другие примеры

Кроме этого на основе исследований в жилмассиве были выявлены проблемы связанные с безопасностью дорожного движения, совместно с Бишкекским городским управлением безопасности дорожного движения, активными горожанами, экспертами, местными жителями, рассмотрели вопрос и решили его путем освещения и установки специального знака на месте опасности.

Также с 2020 года во время пандемии совместно с Дата Школой Кыргызстана провели исследования о последствиях Ковида-19, на основе этих данных подготовили и опубликовали дата материалы и отчеты которые можно прочитать пройдя по ссылке (OpenDataCovid). Например, поделившись нашим отчетом с рекомендациями об онлайн-образовании в общеобразовательных школах во время пандемии с Министерством науки и образования Кыргызской Республики, проектом «Илимбокс» и другими международными организациями, можно сказать, что мы смогли в какой-то мере внести свой вклад в решении проблем.

Предложения ученым использующие качественные методы исследования

Результаты этнографических полевых исследований можно публиковать не только в международных научных журналах, но также и в средствах массовых информации в виде статей на местном языке, или публиковать видео и фото материалы и показать многие проблемы. Также есть много других возможностей поделиться хорошими идеями через радио, телевидение и онлайн платформы/социальные сети в видео формате, например делиться информацией об образовательных возможностях, изучение иностранных языков, рассказывать про культурное, языковое или религиозное разнообразие в обществе.

Хочу рассказать про один случай: в одном из эпизодов подкаста «Ысык Нан» я рассказывала об этнических кыргызах в Ванской области Турции, где я проводила исследование. После выхода эпизода некоторые слушатели написали мне в личных сообщениях, что этот эпизод помог разрушить стереотипы и мифы о кыргызах, которые проживают в других странах. Такого же смысла письма получала от молодых девушек после передач про гендерные понятия, положение женщин в обществе, или феминизме. Они благодарили за содержательное и четкое объяснение понятий о правах женщин и девушек на кыргызском языке. Позже мы с подругой анализировали и поняли, что многие термины, понятия не интерпретируются на кыргызском языке и многим не понятны.

Надеюсь, что в будущем не только гражданское общество, активная молодежь и жители, но и местные и государственные органы будут обращать внимание на рекомендации, разработанные на основе наших исследований, и будут учитывать при принятии решений. В этом направлении нужны не длинные/объемные отчеты от исследователей/ученых, а было бы хорошо обратить внимание на написание специальных информационных бюллетеней (factsheet/policy brief). Также делиться знаниями и опытом тоже является важным и практическим элементом пользы исследований.

Зарина УРМАНБЕТОВА, антрополог-докторант в Фрибурском университете Швейцарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You May Also Like

Кайрат Биримкулов: Форум «Чөйрө 2022» в Швейцарии. Послесловие.

                             «Мы — один народ, одна страна, одна кровь, одна судьба»                                                                                                      Мартин…

Бектур Баратов: Мой путь апробации и переезд в Германию

Будучу семейным врачом в Кыргызстане в 25 лет осознал, что могу и…

Кыргызская диаспора и кыргызские общества в Германии

Начало миграционного потока Я в этой статье буду использовать термин «диаспора» в…

Кайрат Биримкулов: О форуме активистов Кыргызстана в Швейцарии – «Чөйрө 2022»

С 12 по 14 июля в Центральной Швейцарии пройдет международный форум «Вызовы…